Микрофинансирование малого бизнеса в России

Специалисты прогнозируют рост объема рынка микрокредитования в РФ. В числе основных причин — потребность в кредитах для малого бизнеса. Подчеркивается важность микрофинансовых организаций, которые оказывают первую финансовую помощь начинающему бизнесу.

Четыре года назад объем рынка составлял около 35 млрд. рублей, на сегодняшний день он приблизился к отметке 55 млрд. Прогнозы участников рынка оптимистичны: через 5 лет объем микрофинансового рынка превысит сумму 150 млрд. рублей, около 60 % всех выданных кредитов придется на малый бизнес. Эксперты объясняют подобные темпы роста низким насыщением рынка. В 2011 году 70 % от общего объема составили микрозаймы в некрупных городах и селах. До 60 % денежных средств было выдано на развитие бизнеса, 40 % — на нужды потребителей, из них 10 % — «займы до зарплаты».

Михаил Мамута, президент некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка», подчеркнул, что кредитование предприятий малых и средних размеров — это основа рынка микрокредитований, и спрос на подобные услуги неуклонно растет. Он также отметил тот факт, что многие предприятия в нашей стране работают «полуформально», поэтому им недоступен банковский кредит. По словам руководителя НАУМИР, в секторе микрокредитования бизнеса преобладает два вида игроков: развивающийся быстрыми темпами частный сегмент и система фондов, которых поддерживает государство. Если фонды помогают предприятиям неторгового сектора экономики, то все частники занимаются кредитованием остальных. Размер средней ставки по микрозаймам составляет 25 %.

Генеральный директор ОАО «Финотдел» Екатерина Сидорова так прокомментировала ситуацию: типичный клиент микрофинансовой организации — это малое предприятие из торгового сектора или сферы услуг с оборотом средств до 3 млн. рублей. Сумма микрозайма, которая необходима ему дважды в год, составляет около 260 000 рублей. Срок погашения долга — в среднем 2 года. Многим представителям малого бизнеса кредит в банке недоступен из-за отсутствия у них достаточной кредитной истории, имущественных объектов залога или подтвержденного оборота. Этими факторами и обусловлен постоянный спрос на услуги микрокредитования.

Евгений Бернштам, председатель совета директоров группы компаний Adela FRG, отметил: участие микрофинансовых организаций в развитии малого бизнеса помогает формированию среднего класса, который так важен для экономики.

По словам ведущего аналитика компании «Альпари» Михаила Крылова, микрофинансирование в нашей стране найдет применение и в крупных городах, хотя, как правило, оно быстро распространяется в небольших поселениях. И это не только малый бизнес, но и другие виды деятельности, инвестирование в которые дает большие кредитные проценты.

Максим Лукьянович, начальник управления бизнес-отдела Райффайзенбанка, указал, что большая часть предпринимателей, оценивающих свой бизнес как достаточно устойчивый, постоянно испытывает дефицит средств для развития. Поэтому банки стараются активнее выступать альтернативой микрофинансовым организациям и предлагают экспресс-кредиты. По его мнению, для развития дела лучшей альтернативой микрофинансированию являются государственные субсидии — различные гранты, льготы и прочее, а при сроке деятельности предприятия более полугода становятся доступными выгодные программы кредитования многих банков.

Рынок микрофинансирования в России в настоящий момент проходит фазу активного развития. По оценкам специалистов, он будет расти значительно быстрее остальных сегментов экономики. Лукьянович отмечает: развитие этой сферы деятельности также зависит от государственной политики в области малого бизнеса. В Европе доля МБС может составлять 50–70 % от ВВП, в нашей стране этот показатель едва достигает отметки 15–20 %. Это открывает большие перспективы для полноценного развития малого бизнеса в России.